Внимание!

Все персональные данные и фотоматериалы, опубликованы в данном разделе на основании Федерального закона РФ "О персональных данных", N 152-ФЗ от 27.07.2006

От учителей

От учителей (6)

Как повысить скорость чтения

 младшего школьника

 

        Скорость чтения является важнейшим фактором, влияющим на успеваемость школьника. Ежедневно ученикам приходится обрабатывать и усваивать большой объем текстовой информации. При этом плохо читающие дети просто обречены на неуспеваемость, так как медленное чтение мешает усвоению учебного материала,  увеличивает время выполнения домашнего задания, в результате чего снижается работоспособность, ухудшается мыслительная деятельность.

 

        Почему же у школьников возникают такие проблемы?

Причин несколько:

  1. Затруднен зрительный анализ буквенного материала.
  2. Несформированность процесса синтеза звуковых элементов.
  3. Не выработаны прочные ассоциации между буквой и звуком.
  4. Регрессии – возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.
  5. Отсутствие антиципации, т.е. умения догадываться по смыслу.
  6. Недостатки в артикулировании.
  7. Малое поле зрения.
  8. Недостаточный уровень развития внимания и памяти.
  9. Природный темп деятельности.

 

Для преодоления этих трудностей можно предложить целый ряд упражнений. Вот некоторые из них.

 

Задание № 1. «Найди слова».

        Ребенку дают 18 – 20 карточек, на каждой из которых написано одно слово. Нужно найти слова, которые при написании отличаются одной или несколькими буквами. Например, «машина – малина», «автобус – абрикос», «Маша – Миша», «Тоня – Толя» и др.

 

Задание № 2. «Чтение строчек с прикрытой нижней половиной».

Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, т.е. открыты глазу, а нижние не видны и находились под листом. После прочтения первой строчки лист сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки, потом третьей и т.д. Можно также разрезать старую книгу или газету на строчки, а затем в каждой строчке отрезать ее нижнюю часть. Начинать можно с прикрытия лишь нижней четверти строчки, постепенно увеличивая прикрытие до половины и даже больше. Сначала можно использовать тексты знакомые, затем - незнакомые.

 

Задание № 3. «Чтение строчек с прикрытой верхней половиной».

Чистый лист накладывается на текст так, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать приходится только по нижним частям букв. Желая облегчить себе задачу, школьник, вслух читая верхнюю строчку, будет стремиться одновременно быстро про себя прочитать нижнюю, следующую строчку, пока она открыта. Переход на такой способ чтения весьма желателен, т.к. формирует способность быстрого схватывания целиком нескольких слов.

 

Задание № 4. «Словесные лабиринты».

  • Чтение написанных вертикально слов:

при

р

ода

при

ро

да

пр

ир

ода

  • «Маскировка» заданного слова лишними буквами, не несущими никакой информации.

Например:

   БОИТИПНОК (ботинок)

  • Чтение слов, написанных буквами разного размера, различными цветами и шрифтами:

К О м п Ь ю  т Е р

 

Задание № 5. «Сложи слова».

Слова пишутся на двух небольших карточках так, чтобы первая половина была написана на одной карточке, а вторая – на другой (например, пе - тух, сапо - ги, тет - радь). Слева кладутся карточки с началом слов, а справа – с их вторыми половинками. Нужно сложить эти карточки, чтобы получилось осмысленное слово. В более сложных вариантах – половинки слов перемешиваются, и ученик сам находит их начало и конец; просят подобрать похожие по написанию слова. Например:

моло – ко

моло – ток

моло – дец

мело - дия

по – года

по – беда

по – суда

пе - нал

бе – седа

бе – рег

бе - реза

 

Задание № 6. «Карточки-столбики».

        Взрослый быстро открывает и закрывает слова, состоящие из четырех букв, а ученик читает до тех пор, пока не будет схватывать слово за мгновение. Затем ребенку даются карточки со словами из большего количества букв. Упражнения продолжаются до тех пор, пока ребенок не научится читать слова, состоящие из десяти букв.

Примерные наборы слов:

(4)

(5)

(6)

(7)

(8)

(9)

(10)

паук

бусы

сыро

роса

брат

фото

ирис

пара

зима

свой

экран

около

разве

цинга

чабан

щегол

ханжа

фаянс

шифер

верба

сказка

компас

челнок

шнурки

костюм

пчелка

азбука

колесо

глобус

павлин

синоним

тротуар

веселье

пианино

зеркало

катушка

собачка

колокол

ножницы

кровать

лепесток

уроженец

вещество

аквариум

очевидец

докрасна

блюдечко

волейбол

закоулок

тетрадка

жадничать

зарисовка

викторина

богатство

гривенник

иждивенец

дирижабль

бюллетень

коллектив

несколько

гололедица

лучезарный

аппендицит

спозаранку

катастрофа

равновесие

реформация

карбованец

излечиться

заиндеветь

 

Задание № 7. «Поиск в тексте заданных слов».

        Задаются одно – три слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем – на слух. Отыскав слова, ребенок их подчеркивает или обводит кружком.

 

 

Задание № 8. «Произнеси быстро».

        Дается предложение или строфа стихотворения, и просят 10 раз подряд произнести ее вслух без пауз и как можно быстрее. Все слова должны произноситься при этом очень четко. Выполнять задание ежедневно. Можно засекать время. Сокращение времени произнесения фразы из одного и того же количества букв свидетельствует об улучшении процесса артикулирования.

 

Задание № 9. «Многократное чтение».

        После того как начало нового рассказа прочитано взрослым и осознано ребенком, ему предлагается в течение минуты читать текст. Ребенок отмечает, до какого слова он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ребенок снова отмечает, до какого слова он успел дойти, и сравнивает с первым результатом. Увеличение темпа вызывает у ребенка положительные эмоции, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок.

 

Задание № 10. «Буксир».

        Взрослый читает вслух, изменяя скорость чтения. Ребенок читает вслух, стараясь успеть за взрослым.

 

Задание № 11. «Заполни пропуски».

Дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами. Необходимо вставить подходящее по смыслу слово.  Например:

 

1. Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он ________ маленькую перекосившуюся _________ на курьих ножках».

2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______. Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую _______. Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в _______. Мороз щиплет _______. _______ не боятся мороза. Весельем горят их _______.

 

Автоматизация навыка не произойдет сама собой. Это сложный процесс. В норме у разных детей его протяженность длится от 1 года до 3 лет, а иногда растягивается до 5–8 лет. Обязательным условием улучшения техники чтения является систематичность и позитивный настрой.

Итак, умение бегло читать это не самоцель, а необходимость, без которой ребенку будет трудно учиться дальше... Не забывайте хвалить своих детей!

Литература.

  1. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М.: Ось-89, 2001.
  2. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.: Ось-89, 1997.
  3. Чемерикина Г.А. Чтение – увлечение или наказание? /Управление начальной школой. № 11, 2010.

 rebenok

10 нескучных способов, как увлечь детей чтением

Несмотря на то что сегодня практически каждый носит в своём кармане большую часть всемирной библиотеки, общий уровень грамотности, эрудиции и кругозора детей не увеличивается. И здесь мы снова сталкиваемся с вечным вопросом: «Что делать?». И это вовсе не риторический вопрос. Необходимо показать детям, что от чтения можно получать удовольствие и положительные эмоции.

Вот лишь несколько эффективных приёмов.

 

1. Читайте детям вслух

И начинайте делать это как можно раньше. Многие специалисты, опираясь на научные исследования, советуют начинать буквально с первого дня жизни ребёнка. Чем больше вы разговариваете с ним, чем больше он слышит слов вокруг себя, тем быстрее он заговорит и проникнется интересом к книгам.

 

2. Проявите свои актёрские таланты

При чтении ребенку не бубните что-то несвязное себе под нос, а читайте «с чувством, с толком, с расстановкой». Читайте так, словно вы — единственный актёр в большом спектакле, играющий все роли одновременно. Слова мышонка произносите милым и забавным детским голосом, слова бабушки — старческим женским голосом, речь какого-нибудь чудовища разбавьте устрашающими нотками.

Если автор пишет, что герой прокричал, — кричите, если он прошептал — сделайте то же самое! А если он воет — то почему бы на несколько секунд не разыграть роль волка при свете луны?

Вам кажется это смешным? Да, так оно и есть. Но кто сказал, что если это выглядит комичным, то это плохо? Поверьте, дети будут в полном восторге, а их искренний и заразительный смех будет разливаться по всему дому. Этот прием одинаково увлекает  и 11-летнего пятиклассника, и 7-летних девочек, и даже 2-летнего мальчика…

 

3. Дочитайте до самого интересного места — и остановитесь

Используйте тот же приём, что и сценаристы с режиссёрами хороших сериалов. Обычно серия или весь сезон заканчивается на каком-то неожиданном, кульминационном моменте, заставляя зрителей неделями или месяцами ждать продолжения, обсуждая едва ли не каждый кадр последнего эпизода. То же самое можно сделать и в чтении книг: ребёнок будет с нетерпением ждать продолжения. А многие просто не выдержат и будут просить научить их читать как можно быстрее, чтобы узнать, чем все закончилось. Если же применить этот метод к ребёнку, который уже умеет читать, то наверняка он уже на следующее утро будет разыскивать книжку и читать её сам.

 

4. Пусть ребёнок выбирает книги сам

Сегодня издатели делают такие красивые обложки для детских книг, так красочно их оформляют, что они обязательно привлекут внимание даже самого избирательного ребёнка. Старайтесь приучать ребёнка к тому, что их везде окружают книги. Ходите с ними в книжные магазины и давайте им вдоволь побродить по рядам книг, изучить все полки. Сводите детей в библиотеку, покажите им, как там может быть красиво. А если библиотека окажется большой, то любой дошкольник или ученик будет надолго впечатлен её размерами, красотой и видами из окон.

 

5. Показывайте пример

Это, пожалуй, ключевой совет. Родители сами должны читать. В противном случае вероятность, что их дети увлекутся чтением, крайне мала. Пусть дети с ранних лет регулярно видят вас с книгой в руках, читают и изучают вашу домашнюю библиотеку.

 

6. Познакомьте подростка с книжными приложениями

Нет ничего плохого в том, чтобы читать не классические бумажные книги, а электронные. И если уж телефон стал естественным и неотъемлемым продолжением рук ваших детей, то пусть используют его с пользой. Предложите им скачать, например, приложение Bookmate («Букмейт»). Это не просто программа для чтения с огромной библиотекой. Это ещё и настоящая социальная сеть для любителей книг, где они могут находить себе новых друзей, делиться впечатлениями и обмениваться книжными полками.

 

7. Проводите параллели между героями и собой, находите общее и отличия

Сравнивайте литературных персонажей с собой, родными, знакомыми и, конечно, с самим ребёнком. Задайте ему вопрос: «Чем ты похож на Маленького принца? А чем ты отличаешься? А что бы ты сделал на его месте, встретив Лиса?» Эти и подобные вопросы подогревают интерес к содержанию романа, рассказа или сказки.

 

8. Делайте из книги приключение и ищите в ней тайные смыслы

В хорошей книге всегда есть место загадкам. А уж если школьник читает, например, Жюля Верна, то они там почти на каждой странице любого произведения. Но можно задавать себе и другие вопросы. Как поднять Обломова с дивана? Как помочь Муму сбежать от Герасима и спасти её от смерти?

 

9. Иллюстрации к книге могут изменить отношение к ней

Иногда юному читателю важно увидеть главных героев и места, где они обитают. Картинки, рисунки, графика — все это может оказать большую помощь. И если вашему ребёнку не интересен даже «Волшебник Изумрудного города», то он вряд ли откажется от той же книги, изданной с иллюстрациями художника Джима Кея. Его рисунки поразили даже Джоан Роулинг. Они настолько красивые, яркие и захватывающие, что их всё время хочется разглядывать и изучать. Они заинтересовывают и увлекают, давая простор фантазии и воображению. А это то, что нам нужно.

 

10. Правильно подбирайте книги

Многим книгам, конечно, все возрасты покорны. Но если вы хотите именно заинтересовать ребёнка чтением, то «Денискины рассказы» Виктора Драгунского или «Путешествие вокруг света за 80 дней» Жюля Верна будут в числе лучших примеров. Но если ваш 11-летний сын говорит, что не хочет читать романы, написанные «давно умершими седыми и бородатыми стариками из позапрошлого века», то посоветуйте ему, например, книгу «Изгои» — недавно впервые переведённую на русский язык классику американской литературы. Её автор Сьюзан Хинтон написала «Изгоев», когда ей было 18 лет (начала писать ещё в 15), а главным героям романа — от 14 до 20 лет. Несмотря на юный для писателя возраст, книга Хинтон стала бестселлером, общий тираж которого более 20 миллионов экземпляров.

Самое главное — показывайте своим детям пример!

 

 

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

 

• навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);

• умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и разбором текстов учебной книги. При выставлении педагогом отметки по чтению учитывается следующее:

• понимание учащимся прочитанного текста;

• способ (целыми словами, по слогам), правильность, беглость, выразительность чтения;

• владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.

Следует особо подчеркнуть, что «чтение — это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, добывать знания по всем другим предметам».

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеют свои специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанного), то во втором – четвертом классах чтение постепенно становится общеучебным умением, крайне необходимым при овладении знаниями по другим предметам. Немаловажным критерием при овладении чтением как общеучебным умением является беглость чтения.

Младший школьник по окончании начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания. Поэтому в начальной школе периодически проверяется скорость чтения вслух.

Нужно помнить, что темп чтения от 40 слов в минуту при чтении вслух с переходом на чтение целыми словами дает возможность воспринимать только фактическую сторону текста. Смысловое понимание возникает при темпе чтения не менее 60 слов в минуту при способе чтения целыми словами. Владение синтетическим чтением вслух на уровне 90 слов в минуту обеспечивает углубленное понимание прочитанного. Вот почему техническая сторона чтения, то есть знания, умения и навыки по технике чтения на определенном отрезке времени должны находиться под особым контролем учителя и родителей.

Нормы по технике чтения в начальной школе

 

Класс

1 полугодие

2 полугодие

1

Правильное, осознанное и плавное слоговое чтение с четким проговариванием слогов и слов.

Темп чтения - не менее 11-15  слов в минуту.

Осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам.

Темп чтения - не менее 25- 30 слов в минуту.

2

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам.

Темп чтения - не менее 31-35слов в минуту.

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений, пауз и интонаций.

Темп чтения - не менее 45-50слов в минуту. 

3

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста.

Темп чтения - не менее 55-60слов в минуту. 

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста.

Темп чтения - не менее 70 - 75 слов в минуту. 

4

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. 

Темп чтения - не менее 75 - 80 слов в минуту.

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию.

Темп чтения - не менее 90-95 слов в минуту. 

 

Нормативы по проверке техники чтения (количество слов в минуту)

Оценка

Учебные четверти

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

1 класс

«5»

больше 20 слов

больше 35 слов

больше 40 слов

«4»

16–20 слов

26–35 слов

31–40 слов

«3»

10–15 слов

20–25 слов

25–30 слов

«2»

меньше 10 слов

меньше 20 слов

меньше 25 слов

2 класс

«5»

больше 45 слов

больше 55 слов

больше 65 слов

больше 70 слов

«4»

35–45 слов

40–55 слов

50–65 слов

55–70 слов

«3»

25–34 слова

25–39 слов

35–49 слов

40–54 слова

«2»

меньше 25 слов

меньше 25 слов

меньше 35 слов

меньше 40 слов

3 класс

«5»

больше 70 слов

больше 75 слов

больше 85 слов

больше 90 слов

«4»

55–70 слов

60–75 слов

70–85 слов

75–90 слов

«3»

40–54 слова

45–59 слов

55–69 слов

60–74 слова

«2»

меньше 40 слов

меньше 45 слов

меньше 55 слов

меньше 60 слов

4 класс

«5»

больше 90 слов

больше 100 слов

больше 110 слов

больше 120 слов

«4»

75–90 слов

85–100 слов

95–110 слов

105–120 слов

«3»

65–74 слова

70–84 слова

80–94 слова

90–104 слова

«2»

меньше 65 слов

меньше 70 слов

меньше 80 слов

меньше 90 слов

 

Цель организация интеллектуального досуга детей.

Задачи реализовать принцип межпредметных связей; развивать мыслительные операции, творческое воображение, ассоциативную память, познавательную активность, образное мышление, речь; развивать коммуникативные навыки; воспитывать потребность в чтении книг, интерес к устному народному творчеству.

Место проведения классная комната, игровой уголок.

Пятница, 12 Апрель 2013 21:21

Классный час «ДРУЖБА – ЭТО...»

Цель воспитание высоконравственной личности.

Задачи сформировать правильное понимание слова «дружба»; развивать умение высказывать и доказывать свое мнение, выслушивать мнение товарищей, вести рассуждения, аргументировать свою точку зрения; воспитывать «чувство плеча», умение дружить, отличать дружбу от приятельства.

Место проведения классная комната.

Краткое описание фронтальная беседа, работа в группах, театрализация.

Оборудование аудиозаписи: песня ««Дружба» (сл. Ю. Чичикова, муз. М. Пляцковского), песня «Вальс дружбы» (П. Купрейшвили, О. Высоцкая ), «Монолог о дружбе»; для работы в группах: бумага и ручки, раздаточный материал; слайды: высказывания Сократа, Аристотеля, А.Экзюпери, «Законы дружбы», кадр из мультфильма «Кот Леопольд».

Воскресенье, 24 Февраль 2013 12:13

Задачи со спичками

3+8-4=0

Нужно переложить одну спичку так, чтобы получить верное равенство

спички

Три квадрата

Переложить в фигуре, показанной на рисунке, пять спичек так, чтобы получилось три квадрата:

спички

Среда, 03 Октябрь 2012 22:26

Благодарность наоборот

Накануне Дня учителя принято поздравлять и благодарить учителей. Но я, будучи сама учителем, хочу поблагодарить родителей своих учеников. Ни один праздник в нашем классе не проходит без их помощи.

Уже в прошлом году, когда мы были еще первоклассниками, они показали себя великолепными артистами, спортсменами, певцами... Замечательно сыграла роль красавицы Осени Ольга Петровна Локотенко (мама Самусенко Никиты). Кроме этого, она, а так же Алёна Сергеевна и Александр Леонидович (родители Лодиковой Маши), Федор Иванович и Анжелика Петровна (дедушка и мама близняшек Малинкиных Насти и Кати), Любовь Борисовна и Валерий Михайлович Зиновьевы (бабушка и дедушка Шедько Ани) с удовольствием приняли участие в спортивном празднике «Мама, папа и я – спортивная семья!».